Rambler's 
Top100 О фильме
Создатели
Галерея
Актеры
Видео
Пресса
Музыка
Обои
Форум



About film
Gallery
Video
Music
Пресса

Пиранья: тест на профпригодность
Пиранья: тест на профпригодность

Съемки фильма по роману "Охота на пиранью" открывают новый этап в творчестве Александра Бушкова. Этап экранизаций. Мы встретились с режиссером в небольшом кафе на севере Москвы. С первых же минут разговора был забыт и заказанный кофе и шумная компания, гулявшая по соседству. Полтора часа пролетели незаметно. Андрей Кавун оказался на редкость приятным человеком. Терпеливо рассказывал мне, дилетанту, о кинопроизводстве, подробно отвечал на все вопросы. Основное впечатление от общения с Андреем - он четко представляет, что хочет получить в результате этой работы, прекрасно видит будущую картину. А это вселяет уверенность, что мы получим качественный и интересный фильм.
Перед вами расшифровка диктофонной записи.

Пиранья - что это будет за фильм?

Будет боевик. Как планируется всеми. Причем, почему я за это взялся, будет чистый жанр, без всякой достоевщины, который мне интересно снять, потому что я работал с хорошими драматическими вещами, например с прозой Тодоровского-старшего, это военные дела. А здесь приключенческие дела, хочется поиграть в войнушку, поэтому будет абсолютно чистый приключенческий фильм. Будет полнометражный вариант плюс четырехсерийная ТВ-версия, как сейчас делается большинство российской кинопродукции.

Где будет сниматься фильм, в какие сроки?

16 июля будет первый съемочный день, ориентировочно премьера планируется в апреле-мае 2006. Мы будем снимать где то до середины сентября, потом наступит постпродакшн - это музыка, все компьютерные дела.
Сниматься фильм будет в Карелии, под Петрозаводском очень хорошие места есть. Будет сниматься в Беловежской пуще на базе Беларусьфильма. Там будут сниматься павильонные съемки, там уже строится заимка Прохора. И будет локальная экспедиция под Красноярск и в Красноярск, исключительно для красивых пейзажных съемок вертолетных. Мы там были, там шикарно. Я кусал себе локти и плакал огромными слезами, что там нельзя снимать. А снимать там нельзя по одной причине - до любого места, где такие красоты минимум 40 минут пешком. Долго-долго ехать на машине, а потом еще долго топать. А это значит минус камеры, минус телега, минус краны, минус все…Вы можете прийти туда с любительской камерой и дл себя это все поснимать. Для современного производства с нашими деньгами это неприемлемо. Если бы это делали американцы, они бы снесли пол-Сибири, поставили там базу и все бы сделали. Мы, к сожалению, не обладаем такими мощностями.

А что с бюджетом? Хватит ли его на красивое зрелище?

В принципе, мне как любому режиссеру, конечно, хотелось бы больше. Причем не в собственный карман, а именно я бы еще больше наворотил. Но, скажем так, мне хватает. Бюджет сопоставим с бюджетом "Личного номера" или "Турецкого гамбита". Будет и техника, будет и компьютер, будут и трюки. Я очень рассчитываю, что будет зрелищно. Потому что постановщик трюков у меня Дмитрий Тарасенко, он делал "Бригаду", делал "Бой с тенью". Он сейчас организовывает свою каскадерскую структуру, и уже сейчас до съемок проводит с одним из главных героев в тренажерном зале кучу времени. Второй главный герой сейчас находится на гастролях, завтра-послезавтра вернется и тоже сразу же нырнет сразу же в тренажерный зал.

Какие актеры заняты в ролях?

Главный герой Кирилл Мазур - Владимир Машков. На роль Прохора у нас рассматривалось много разных кандидатур, причем это были абсолютно разные Прохоры. Сейчас, к огромной моей радости, заключен договор с Женей Мироновым. Это абсолютно неожиданная кандидатура на Прохора, но мне кажется, это будет очень интересно. Можно было сделать Прохора абсолютно разным. Если для простоты проводить аналогии, Прохор мог быть как Марлон Брандо из "Апокалипсиса…", такой полковник Курц. А мог быть, условно говоря как Герри Олдмен из "Лиона-киллера". Это будет совсем другой Прохор. И мне как раз ближе вот этот бешенный, абсолютно безбашенный наркоман, который ловит кайф оттого, что он бросает вызов за вызовом господу богу - а я могу и так и так, остановите меня кто-нибудь…
В главных женских ролях молодые актрисы. Ольга - Светлана Антонова. Она снималась у меня в "Вокзале". Синильга - это будет Вика Исакова. Крест - это будет Сергей Гармаш. Гробунов Леша будет играть Кузмича. Универсальный актер, везде выглядит по-разному. В нем есть полудеревенская, полублатная исконная жила.

С кем Вам больше нравится работать - со звездами или молодыми и неизвестными?

У нас была установка не снимать сериальных актеров. Притом, что я со многими из них дружу, потому что я снял три сериала, но мы старались по минимуму брать актеров, которые не сходят с экранов. Машков не снимается в сериалах вообще. Миронов тоже. Единственный сериал, в котором они снялись, это был "Идиот", но это извините, Достоевский!!! Вообще, четырехсерийный фильм назвать сериалом нельзя, сериал начинается после восьмой серии. Там наступает привыкание зрителя к персонажу, и рейтинг растет неадекватно вложению. Когда ты снимаешь 50-60 серий, за 30 копеек, но все будут смотреть их, потому что привыкли.
Что касается звезд, с одной стороны мне конечно интересно работать с неизвестными актерами, но с другой стороны я снимаю кино не один. В кино вкладывают деньги продюсеры. А еще я сам понимаю, что звезда - это как хорошая машина, которая не откажет. Когда берешь нового актера, он может хорошо проявить себя на пробах, а потом окажется, что только там он хорошо себя и проявил. А такие актеры, как Машков, Миронов, Гармаш - с ними работаешь и учишься у них. Дай бог мне до половины их мастерства дорасти.

Приглашение на главную роль звезды масштаба Машкова - это означает успех фильма?

Никогда нельзя считать, получится или не получится фильм, но я знаю, что он сделает эту роль. В этом я убежден. Фильм к счастью или к сожалению зависит не только от актеров. От оператора, от монтажа и т д. Но по крайней мере я уверен, что Машков сделает эту роль, что Гармаш сделает эту роль. Думаю, что и у Миронова эта роль получится, ему самому интересно. Он до сих пор играл таких рафинированных интеллигентов, и сейчас он сам загорелся, ему хочется поиграть в войнушку, и мы с ним сейчас общаемся, пожалуй, больше, чем с остальными актерами, встречаемся, проводим кучу времени, спорим, что-то доказываем друг другу, он много интересного предлагает.
Очень забавная вещь с Машковым. Он постоянно приводит несколько часов в тренажерном зале, чтобы поддерживать себя в форме, но ни разу так и не снялся в боевике. Ему ни разу не удалось толком побегать, пострелять… Ему тоже хотелось поиграть в эти пацанские игры. И он ухватился за Бушкова, а уж тем более, если это главный герой. Мазур будет очень сильно напоминать героя Брюса Уиллиса из "Крепкого орешка", такой немножечко подержанный, немножечко потасканный, немножечко уставший, но который через силу спасает мир раз за разом. Конечно же Машков за это уцепился.

А как получилось, что снимаете Вы? Ведь планировался Бобров.

Сережка Бобров отказался снимать фильм, потому что у него какие то проблемы со здоровьем и ему надо на три четыре месяца выпрыгнуть из процесса, а нас в очень жесткие рамки поставил Володя Машков: "Ребята, я с такого-то по такое-то целиком ваш!". Если мы не уложимся, то дальше его нет год-полтора, все откладывается на неопределенный срок и может навсегда. А когда Сережка сказал мне, я ухватился за эту возможность. Как после ВГИКа я вполне сознательно пошел снимать сериалы, так и сейчас я вполне сознательно хочу уйти в полнометражное кино, потому что совсем другое.

А с музыкой уже определились?

Поскольку это Сибирь, эвенкийская тема больше, я сейчас веду переговоры с человеком, который является исполнителем тувинского горлового пения и всех этих национальных дел. И сейчас мы ведем переговоры с Дельфином. Я хочу, чтоб он мне писал саундтрек. Кто мне будет писать песню, я пока сам не решил. Но основной саундтрек, мне бы хотелось бы, чтобы написал Дельфин. На боевик, тем более на такой боевик, с Сибирью, с просторами его музыка может очень хорошо лечь и сильно его поддержать. Сотрудничество музыкантов с киношниками всегда взаимовыгодно, и думаю, нам есть что ему предложить.

Многие собирались экранизировать Бушкова, но по разным причинам не получалась. Ваша команда зашла дальше всех. Не боитесь, что в последний момент что-то не сложится?

Вы знаете, боюсь, конечно боюсь. И не только в этот раз, а всегда, когда что-то запускается. Я сам много времени провел за печатной машинкой как писатель. Кино, в отличие от литературы это коллективное творчество, причем связанное с финансами. И с огромным количеством людей, которые очень разные. И сорваться может в любой момент на любом этапе.

Вы пишете книги, сценарии, снимаете кино. А как Вы сами относитесь к экранизациям?

Я спокойно отношусь к экранизациям, но всегда отдаю себе отчет, что лучше конечно почитать, чем посмотреть. Хотя есть ряд экранизаций, которые являются гораздо сильнее литературной основы. Никто никогда не читал какого-то там итальянца, который написал какой-то там захудалый бандитский романчик, который в свое время прочел Коппола и снял по нему "Крестный отец". Хотя с другой стороны я в свое время смотрел жуткую американскую экранизацию "Ревизора" Гоголя. Я смеялся не потому, что это хорошая комедия, а потому что это невозможно смотреть.
Скажем так. Я скептически отношусь к экранизациям, как к попытке передать литературную основу, потому что литература она строится на воображении того, кто читает. Каждый читатель рисует себе своего героя, а кино оно делает его конкретным. Самый мой любимый пример, это два абсолютно разных произведения, но у которых одна основа. Это книга "Полет над гнездом кукушки" и фильм "Полет над гнездом кукушки". И то и другое является классикой, но это абсолютно разные вещи. И поэтому, возможно ярые фанаты Бушкова будут разочарованы, а некоторые и разгневаны, но это будут все-таки разные вещи. Точно так, как я, посмотрев фильм "Ночной дозор", ринулся читать Лукьяненко. Я с удовольствием это все прочел, но я понял, что фильм и книги - это разные вещи. И единственное, на что я надеюсь, что наш фильм кого-то подвигнет - а пойду-ка я почитаю Бушкова.

Бушков отказывается работать над сценариями своих книг, а вот Лукьяненко принимал непосредственное участие в работе над фильмом. Ваше отношение к этому?

Это тоже не совсем хорошо. Я слышал, что в свое время Акунин заключал договор, в котором было написано, что он сам пишет сценарии по своим книгам, влияет на выбор актеров и режиссера. Слава богу, после "Советника…" он от этого отказался. Я считаю, что не на пользу фильмам, потому что он попытался впихнуть огромный роман в формат 2-30, и у него это не получилось. Оборвалась половина линий, он впопыхах рассказал обо всем и не о чем и так далее… Сценарий и роман, это абсолютно два разных произведения. Как нас учили во ВГИКе, сценарий является не литературным произведением, а документом, по которому снимают кино. Я бы никогда не взялся писать сценарий по своим книгам, потому что мне всех героев жалко. Каждого я выносил и родил, и я думаю, что у Бушкова были бы те же самые метания.

А как Вы относитесь к обратному процессу, когда после выхода фильма появляется масса продолжений?

Это когда растет дерево, а на нем куча паразитов. Им тоже надо чем-то питаться, вот они и питаются. Хотя все сиквелы, это тоже эксплуатация чего то, что родилось вначале, правильно? Тут уж можно спросить и у Бушкова, почему у него так много книг про пиранью? А потому что получился хороший яркий образ, который не уместился в одну книжку, и который хочется развивать и развивать дальше. Но иногда наступает момент, когда образ не развивается, а книжки одна за одной идут, как это произошло, например, с Турецким, а книги штампуются, потому что бежит человек мимо книжного развала, увидел - Незнанский, новая книжка - положил 150 рублей и купил. На самом деле это очень плохо, когда автор становится заложником своего персонажа. Помните, фильм по Стивену Кингу, где автор в новой рукописи убил своего персонажа, а женщина, прочитав это, заставила его переписывать книгу. Иногда нужно резко порывать со своим персонажем.

Значит поклонникам не стоит рассчитывать на дословное воспроизведение романа в фильме?

Мне сейчас гораздо важнее не передать весь роман в фильме, а, извините за банальность, сделать его зрелищным. Чтобы зритель сидел, смотрел и ловил кайф от того, как это все взрывается, как это все горит, как все грандиозно смотрится.

На мой взгляд, сценаристу удалось передать "дух Бушкова", а Вы сами читали книгу?

Я понимаю этот "дух Бушкова", я очень многое понял, когда туда съездил, когда проехался по Енисею, по горам, я многое понял про все эти сибирские дела… Я читал Бушкова, но "Охоту на пиранью" не читал. Книга у меня лежит, но прочитаю ее принципиально после съемок.

К Вашим "Курсантам" были претензии по достоверности…

Я готов с пеной у рта доказывать всем, что никаких ошибок в курсантской форме не было. Дело в том, что очень мало дошло до нас материала, какая именно курсантская форма (именно курсантская) была до 42 года. И наш военный консультант все-таки откопал эти материалы, принес как некий эксклюзив, и сказал: "Ребята, я откопал, форма была на самом деле вот такой. Но как оказалось, кроме нас, о том, что она была такой знает очень мало людей. И все остальные подумали, что мы банально высосали из пальца эту форму. А та форма, в которой ходили курсанты в училище, это до 41 года была летняя парадная форма курсантов. А повседневная форма у них была такая же, как у рядовых. Но время войны, когда прошла массовая мобилизация, вся повседневная форма ушла на фронт, и курсантам вынуждены были выдавать парадку, чтоб было в чем ходить. Но об этом мало кто знает, и поэтому кричат, что форму мы выдумали.

Предыдущий вопрос был задан, потому что в Интернете появилась такая информация о фильме: "Спец-агент ФСБ, полковник Мазур получил задание…" И естественно, это вызвало массу неудовольствия со стороны поклонников.

Он не офицер ФСБ, он из спецподразделения пираний. Скажем так, мы не говорим, в каком ведомстве он служит. Он каперанг, это морское звание. Весь интерьер его квартиры показывает, что где он только не был. С другой стороны, когда его вызывают, он приезжает на Лубянку. Мы сознательно путаем зрителя. Но он остается подводником, морским офицером. У него висит карта, где просто истыкано флажками, где он бывал. Те, кто не читал книгу, но читал сценарий, спрашивали, а кто из них пиранья, Мазур или Прохор? Поэтому я внес поправку в диалоги, что он служит в подразделении пираний, и придумал, что у него дома стоит маленький аквариум с живой пираньей. И когда он приходит домой, он просто бросает в аквариум ключи от машины. И каждый день утром он подходит, делает - раз! - и выдергивает оттуда ключи. Это называется тест на профпригодность. Он не ФСБшник, он остается морским офицером. Более того, когда я прочел, что он воюет луком, мы нашли человека, который занимается тем, что за очень большие деньги вывозит людей и обучает курсу выживания в тайге и изготовлению именно луков. Как и из чего сделать лук, как сплести тетиву из волос, как из подручных средств сделать стрелы, оперенье и так далее. Он провел с нами и Машковым много времени, провел курс уроков, рассказал столько интересных вещей. Думаю, это очень интересно будет смотреть. Этого ни кто не видел и ни кто не знает. Все примерно представляют, как выглядит лук, но не знают, из какого дерева его делают, как можно насквозь прострелить человека стрелой без наконечника… Послушав этого человека мы решили лишить наших беглецов вообще всего, пистолетов, ножей. Чтоб они питались подножным кормом, чтоб еще больше ужесточить их условия. Я думаю, это будет очень интересно.

Так чем принципиально будет отличаться канва фильма?

Канва не отличается, может быть отличаются мотивировки героев. Например, в книге Ибрагим этакий консольери Прохора, его помощник. По сценарию, Ибрагим приехал покупать это оружие, и который вынужден таскаться за ним. Такой молодой Бен Ладен. Он террорист, борец за идею, и он с ужасом, через силу общается с этим человеком - меня ради высокой идеи заставили общаться с обезьяной, с человеком, который олицетворяет все то, с чем я борюсь. На канву это ни как не влияет, просто добавляет еще один конфликт. По книге Ольга - жена Мазура, ее убивали. Но было просто резкое заявление продюсеров, что главную героиню не могут убить. Они у нас познакомились в начале, а в конце у них произошла любовь. Боевик имеет свои законы и у него должен быть хеппи-энд. Действие мы перенесли ближе к китайской границе. Из-за чего разыгрался весь конфликт - идут споры из-за территорий, и это озеро, которое мы назвали Мертвым, гипотетически может перейти к Китаю. И именно поэтому Мазур не в отпуск едет, как в книге, а его отправляют сопровождать молодую женщину-химика, которая должна всю эту гадость обезвредить, чтоб ничего не досталось китайцам. Оружие пришлось придумывать самим. Некое химическое оружие, которое разлагает белки. Ольга биохимик, должна обезвредить это оружие. И у них завязывается классический конфликт из Индианы Джонса, когда оба друг друга хотят, но ни кто не признается в этом первый. Ну как же, я такая крутая скажу, что он мне нравится. А он уж тем более, я такой крутой буду вешаться этой бабе на шею? И вот она говорит Мазуру - ты всего лишь таксист, ты меня до места довозишь, а дальше я сама все делаю. И этот конфликт продолжается на протяжении всего фильма. Они прибывают на озеро, и оказывается, что часть оружия украдена, лаборатория заминирована, они чудом спасаются. В это время происходит взрыв, они теряют сознание и попадают в плен.

У Бушкова часто подчеркивается, что Мазур всегда побеждает, потому что он профессионал, его обучала империя, которой уже нет. Это отразится в фильме?

С одной стороны мне бы не хотелось лезть в политику, но с другой стороны у нас финальная схватка Мазура с Прохором держится на том, что один из них яркий профессионал, а другой ну просто очень хочет жить. Его убивают-убивают, а он живучий. Драка будет на несущемся поезде. Мы постараемся сделать это зрелищно. Они будут догонять поезд на пожарной машине, Мазур будет перепрыгивать на ходу с машины в вагон. Драка будет сначала в вагоне, потом на вагоне, потом внутри товарного вагона. Будет сочная драка, которую собственно они сейчас и репетируют.

Примечания :
1. Андрей Кавун снял в качестве режиссера сериалы - "Курсанты", "Вокзал" и "Команда".
2. По официальным данным бюджет фильма "Турецкий гамбит" составил 3,5 миллиона долларов.


Rambler's Top100